От абака до компьютера

         

ПАСТУШОНОК ГЕРБЕРТ И ПАПА СИЛЬВЕСТР II


Воланд, один из героев популярного романа Булгако­ва «Мастер и Маргарита», приезжает в Москву, чтобы познакомиться с найденными здесь «подлинными ру­кописями чернокнижника Герберта Аврилакского десято-       -го века». Герберт, сын крестьянина из местечка Орильяк      ^ на юге Франции, был крупным ученым, замечательным       ^ педагогом, государственным и церковным деятелем. Од-      '4 нако недобрая слава слуги дьявола долгие годы пресле-      '•? довала его главным образом потому, что он мог легко      X перемножать и делить многозначные числа. Делал он это с помощью счетного инструмента, известного в истории

науки как «абак Герберта».

Впрочем, некоторые ученые утверждают, что Гер­берт не изобретал абака, а лишь видоизменил счетный прибор, уже известный в раннем средневековье. Это утверждение вовсе не умаляет заслуг Герберта, даже

если оно справедливо.

Герберт родился около 940 года в семье «бедных, но

свободных родителей» и в детстве был пастушонком. Способности мальчика обратили на себя внимание мо­нахов орильякского монастыря св. Геральда, и они взяли пастушонка под свою опеку. В монастыре он бы-

10

стро овладел латынью, грамматикой и основами схолас­тики. В 967 году монастырь посетил барселонский граф Борелл II. Своей ученостью и обхождением Герберт про­извел благоприятное впечатление на графа, и он взял юношу в свою свиту. Граф направлялся за Пиренеи в ту часть Испании, которая еще не была завоевана ара­бами. Здесь епископ города Вих Аттон преподал быв­шему пастушонку основы математических знаний.

Герберт сопровождал Борелла и Аттона в Рим на переговоры с папой Иоанном XIII. Ораторское искус­ство, ум и находчивость Герберта поразили папу, он оставил Герберта в Риме и представил императору От-тону I. В течение двух с лишним лет Герберт был вос­питателем юного сына императора — Оттона II, но блес­тящая карьера не заставила его отказаться от научных занятий. В 972 году он встречается с реймским архи­епископом Геранном, приехавшим в Рим на свадьбу Отто­на II и племянницы византийского императора Иоанна Цимисхия, и, поддавшись уговорам Геранна, переезжа­ет в Реймс — цветущий культурный и торговый центр на севере Франции.
Там Герберт становится секретарем архиепископа Адельберона и профессором знаменитой впоследствии Реймской школы. Преподавательская дея­тельность Герберта в течение последующих 10 лет (до 982 года) принесла ему европейскую известность. Из разных стран в Реймс приходили и приезжали студен­ты, чтобы поучиться у Герберта грамматике, риторике, диалектике, арифметике (в том числе счету на «абаке Герберта»), астрономии, геометрии и даже... игре на органе.

В 982 году император Оттон II, желавший укрепить свою власть над итальянской церковью, назначил Гер­берта аббатом монастыря Боббио в Северной Италии. Жесткая политика нового настоятеля в вопросе о цер­ковных землях поссорила его с местной знатью, и в 983 году, после внезапной смерти императора, он вы­нужден был поспешно бежать в Павию, а затем — в Реймс.



Последний период в жизни Герберта—983—1003 го­ды — насыщен сложными политическими и церковными интригами. После смерти Оттона II императором был провозглашен его трехлетний сын—Оттон III. Рейм­ским политикам (и Герберту тоже) пришлось немало потрудиться, чтобы корона удержалась на его голове,

11

а голова — на плечах. Герберт, поклонник идеала Ве­ликой Римской "империи, всеми силами поддерживал германского императора и решительно выступал против французских королей. Интриги реймского архиепископа и Герберта немало способствовали падению в 987 году династии Каролингов и провозглашению графа париж­ского Гуго Капета королем Франции.

Весной 997. года Герберт перешел к своему новому ученику Оттону III, неуравновешенному и пылкому юно­ше, бредившему мечтой о Великом Риме. Оттон был в восторге от учености Герберта и в 998 году назначил его архиепископом Равенны. Еще через год под именем Сильвестра II Герберт сел на папский престол.

В 1001 году в Риме вспыхнуло восстание. Оттон и Герберт бежали. А вскоре при довольно таинственных обстоятельствах император умер, и положение Герберта стало еще хуже, чем в Боббио после смерти Оттона II.


Впрочем, через год при столь же неясных обстоятель­ствах покинул сей мир и сам Герберт.

Необычная ученость Герберта, его стремительная карьера и загадочная смерть послужили причиной мно­гочисленных легенд, окружавших в средние века его имя. Он занимался логикой,, астрономией, геометрией и оставил после себя ряд политических и теологических трактатов и несколько математических книг. «Правила вычислений с помощью абака» изложены Гербертом в виде письма к монаху Константину из монастыря Фле-ри, в другом своем математическом сочинении Герберт привел множество примеров довольно сложных вычис­лений с помощью абака.

В описании Герберта абак представлял собой глад­кую доску, посыпанную голубым песком и разделенную на 30 столбцов, из которых три отводились для дробей, а прочие группировались по 3 столбца в 9 групп, ко­торые сверху завершались дугами (рис. 4). Столбцы в каждой группе обозначались (слева направо) буквами С (centum, 100), D (decem, 10) и S (singularis, 1). В отличие от древних форм счетной доски в каждый столбец клали не камешки, а особые нумерованные же-      ,:f тоны, на которых были обозначены 9 первых числовых      | знаков. Эти изображения на жетонах назывались «апек-      '} сами» (от латинского орех, одно из значений которого—     ":t-письмена). Апекс нуля отсутствовал, поэтому для изо­бражения нуля в соответствующий столбец жетонов не

12

клали. Иногда вместо жетонов с апексами использова­лись вырезанные из рога цифры.

Таким образом, 27-разрядное целое число на абаке представлялось как бы сгруппированным по три разря­да. Герберт дал также правила вычисления на абаке, которые несколько веков «питали» европейскую арифме­тическую культуру.

Замена камешков нумерованными жетонами не пред­ставляла больших преимуществ для вычислений. Апексы имели иное значение для развития математики, в них можно видеть ближайших предков тех арабско-индий-. ских цифр, которыми мы пользуемся и поныне.

О популярности Герберта свидетельствует то обсто­ятельство, что в средние века вместо слова «абакист», то есть вычислитель на абаке, иногда говорили «гебер-кист» — последователь Герберта.Спустя несколько ве­ков Леонардо Пизанский, прозванный Фибоначчи, в сво­ей книге «Liber abaci» называет счет на абаке Герберта одним из трех существовавших способов вычислений (два других способа — счет на пальцах и «modus Indo-rum» — письменные вычисления с помощью индийских цифр). Последний способ после выхода книги Леонардо постепенно завоевал популярность, чему немало спо­собствовало проникновение и распространение в Европе XII и XIII столетий бумаги.

В течение следующих двух-трех столетий разверну­лась острая борьба между абакистами, отстаивавшими использование абака и римской системы счисления, и алгоритмиками, отдававшими предпочтение арабско-ин-дийским цифрам и письменным вычислениям. Борьба эта завершилась победой алгоритмиков лишь в XVI— XVII столетиях, поскольку сопротивление абакистов бы­ло поддержано появлением в XV столетии нового типа абака — счета на линиях.


Содержание раздела