От абака до компьютера




«ЧИСТО» РЕЛЕЙНЫЕ МАШИНЫ


Примерно в то же время было построено еще не­сколько электромеханических вычислительных машин.

В 1941 году немецкий инженер К. Цузе построил спе­циализированную программно-управляемую релейную машину для решения задач строительной механики. В ней впервые использовалось двоинно-десятичное пред­ставление чисел с плавающей запятой. Цузе построил еще несколько машин. Его универсальная машина Z-4, пущенная в марте 1945 года, использовалась для науч­ных расчетов в Геттингенском университете.

В 1937 году работу над релейной машиной, способ­ной выполнять арифметические операции над комплекс­ными числами, начал сотрудник фирмы «Белл» матема­тик Джордж Штибитц. Его машина «Модель I» была закончена в 1939 году. Впервые работа машины была продемонстрирована в октябре 1940 года на заседании Американского математического общества. Комплексные числа вводились в машину Джорджа Штибитца, нахо­дившуюся в Нью-Йорке, с помощью расположенного в зале заседания телетайпа; результаты вычислений пере­давались из Нью-Йорка по телеграфному каналу и вос­производились печатающим устройством.

В машинах Штибитца использовалась двоично-пяте­ричная система представления чисел. Каждый десятич­ный разряд представляется здесь двумя цифрами; одна из них является цифрой пятеричной системы и принима­ет значения от 0 до 4, другая — цифровой двоичной си­стемы. Таким образом, для представления любой деся­тичной цифры требуются 7 реле, хотя включаются в каж­дый момент времени только 2. Еще 2 реле используют­ся для изображения знака. Двоично-пятеричная система

175

позволяет осуществлять простой аппаратный контроль правильности работы машины.

«Модель I» была специализированной вычислитель­ной машиной и не имела устройства автоматического управления вычислениями. Это устройство появилось в «Модели II»—релейном интерполяторе, управляемом программной перфолентой. Машина имела объем памяти в 5 пятиразрядных десятичных чисел. Вслед за «Мо­делью II», законченной в 1943 году, были построены еще 2 небольшие релейные машины: «Модель III» и «Мо­дель IV».




Содержание  Назад  Вперед